Количество фейков (заведомо ложных или просто неверных сообщений), цитат с неправильным авторством и просто откровенной глупости в виде унылых древностей (типа «Знаете ли вы, что…») достигает критической массы. Количество перепостов псевдофилософских размышлений – ужасает. Открываешь «новости» в «Контакте» — и сразу понятно: зашел человек в сеть – и давай жать «Поделиться» на всякие размышления про жизнь, любофф и одиночество. Ну, или как вариант: подборками типа «10 способов достичь успеха» (где, хочется знать, те сотни тысяч людей, ставших благодаря этим рекомендациям миллионерами?). Своих мыслей у человека, сразу видно, немного, а выглядеть глубокой и многогранной личностью хочется. Ну не книжки же читать – это же прошлый век!
Жуть берет. Моцарт, оказывается, написал саундтрек к фильму «Реквием по мечте» (уж на что негодный источник информации «Википедия», но даже ее человек поленился открыть!). В каком-то там штате США нельзя что-то там нелепое делать. На цитате Луиса Армстронга — фотография его однофамильца-астронавта. И главное (о, ужас!) – «этим студентом был Эйнштейн». Эту байку о дискуссии профессора и студента о существовании бога я читаю не меньше 10 раз в месяц, знаю наизусть и использую в качестве индикатора уровня интеллекта того, кто ее публикует снова и снова.
«Мешать факты и подобия фактов — любимое занятие человека эпохи интернета», — сказал мне недавно один очень умный человек. Интернет, конечно, — лучшее средство делиться информацией из существующих. Но вместе с тем это еще и средство тиражирования глупости, своей и чужой (еще неизвестно, что хуже). Размножение глупости не требует усилий и поэтому происходит быстрее, раковой опухолью пожирая все, что еще осталось от образования, эрудиции и прочих некогда почетных вещей.
И вот уже практически невозможно доказать человеку, например, что фильм «Золушка» на самом деле не снимали в Кирицах. «Ну как же не снимали – если я вчера в «Контакте» читал, что Золушка бежит по той самой лестнице, которая сейчас ведет в санаторий!» - возразит человек. И я, честно говоря, не знаю, как на это ответить. Про всякие чудеса типа «Велесовой книги» и ушедшего в народ с нелегкой руки Задорнова обыкновения искать русские корни в иностранных словах вообще промолчим.
Глупость, усвоенная и принятая большинством, становится истиной. Голоса разума звучат все слабее. Хорошо, что пока вообще звучат.
Но, честно говоря, страшновато думать о том, что будет лет через двадцать, когда единственным источником знаний останутся подборки интересных фактов в соцсетях. И когда уже все поголовно будут уверены, что «этим студентом был Эйнштейн». А чем он там еще прославился — кто ж его знает…