Эвристика репрезентативности Предсказывать трудно — особенно если предсказывать будущее. — Лоуренс Питер «Йоги» Берра Что такое эвристика репрезентативности (representativeness heuristic)? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вначале вспомнить, что такое эвристика. Эвристика — это упрощенный способ мышления, простой способ сделать вывод, не прибегая к математическим расчетам или к научному мышлению. В ряде случаев эвристики приводят к правильным выводам. А в иных случаях — к ошибкам. Эвристика репрезентативности приводит к ошибкам в оценке вероятности (или случайности) события или последовательности событий. А введено понятие «эвристика репрезентативности» крупным ученым-психологом, лауреатом Нобелевской премии Даниэлем Канеманом. Сущность эвристики репрезентативности заключается в том, что человек оценивает вероятность события, руководствуясь субъективным представлением о репрезентвтивности этого события. Напомним, что репрезентативность — это мера совпадения свойств, характеристик выборки со свойствами, характеристиками генеральной совокупности. Например, если человеку показать следующие последовательности рождений (Д = девочка, М = мальчик): А) ДМMДМД В) ДДДМММ С) ММММММ , то человек посчитает более репрезентативной последовательность А. Это означает, что человек представляет себе генеральную совокупность рождений как сравнительно равномерную последовательность рождений мальчиков и девочек, а последовательность А больше всего похожа на нее (в ней рождения чередуются более равномерно, чем в двух других последовательностях). Соответственно, если попросить человека определить, насколько вероятна каждая из приведенных последовательностей рождений, то со значительным перевесом победит последовательность А. Последовательность В посчитают гораздо менее вероятной. А последовательность С вообще невероятной. Конечно, эти выводы неверны, а все приведенные последовательности рождений равновероятны (и, одновременно, равно случайны). При использовании в принятии решений эвристики репрезентативности человек игнорирует один из ключевых факторов репрезентативности — большой размер выборки. В нашем примере, поскольку вероятность рождения девочки равна вероятности рождения мальчика, то в случае большой выборки мы, действительно, увидим, что в среднем после девочки всегда рождается мальчик, а после мальчика — девочка, т.е. чередование рождений мальчик-девочка будет равномерным. Но дело в том, что мы увидим это только при рассмотрении достаточно большого количества случаев — гораздо большего, чем шесть. Это и есть закон больших чисел. При этом, повторим, более репрезентативной человек считает именно выборку, похожую внешне на генеральную совокупность, в нашем примере — выборку А, в которой рождения чередуются более равномерно, чем в выборках В и С. Поэтому эвристика репрезентативности порождает так называемую веру в закон малых чисел, в соответствии с которым уже в малой выборке будет действовать закон больших чисел. Под влиянием эвристики репрезентативности человек не только игнорирует такое необходимое условие репрезентативности выборки, как ее достаточно большой размер, но и забывает о независимости событий. Напомню, независимыми являются такие события А и В, для которых соблюдается следующее условие: наступление события А никак не влияет на вероятность наступления события В и наоборот. В нашем примере рождение мальчика и рождение девочки — это совершенно независимые события: каждый раз в новую яйцеклетку проникает новый же сперматозоид, один единственный из множества, причем или с Y-хромосомой (тогда родится мальчик), или с Х-хромосомой (тогда родится девочка), и это не от того, какой сперматозоид проник в предыдущую яйцеклетку. Эмбрионы не оставляют в матке информацию, руководствуясь которой новая яйцеклетка могла бы предпочитать одни сперматозоиды другим. (Хотя сторонники такой лженаучной концепции, как концепция телегонии, могут, конечно, считать иначе). Но под влиянием эвристики репрезентативности человек как бы забывает о том, что рождение мальчика и рождение девочки — это независимые события, и считает, что два мальчика подряд — это уже много и третьим ребенком должна быть девочка. Повторюсь: на самом деле, каждому новому ребенку, говоря условно, совершено все равно, какого пола ребенок был в матке до него. Не могу не отметить, что знание об эвристике репрезентативности позволяет показывать в теплой компании следующий фокус. Вы собираетесь выйти из комнаты и говорите, что Вам нужны два добровольца. В Ваше отсутствие один из них (Вы не будете знать, кто именно) будет подбрасывать монету 30 раз и записывать, что каждый раз выпадает, а другой тоже будет подбрасывать монету, но только в собственном воображении (!), и, естественно, записывать получающуюся последовательность орлов и решек. Подсматривать в записи друг друга эти люди, разумеется, не должны. По возвращении Вы посмотрите на два листа с последовательностями орлов и решек и легко определите, где реальная последовательность, а где — сгенерированная в воображении. Попробуйте — не пожалеете. А сейчас давайте рассмотрим еще несколько примеров, которые позволят лучше понять сущность эвристики репрезентативности. Известный социальный психолог и популяризатор научной психологии Дэвид Майерс приводит следующий пример: «Один из моих друзей-математиков однажды попытался создать кирпичную стенку у себя дома, пользуясь таблицей случайных чисел для расположения красных, белых и черных кирпичей. Увы, ему пришлось отказаться от таблицы, потому что он обнаружил, что в таком случае большой кусок стены состоял бы только из черных кирпичей. Случайное расположение не выглядело случайным» Еще один популяризатор науки (на этот раз — математики) Алекс Беллос приводит такой пример: «…при столкновении со случайностью мы часто интерпретируем её как неслучайную. Например, на айподе есть опция воспроизведения песен «вразброс». При этом песни проигрываются в случайном порядке. Но когда компания «Apple» поставила эту программу, пользователи стали жаловаться, что она предпочитает определённых исполнителей, потому что их песни часто следовали одна за другой… Генеральный директор компании «Apple» Стив Джобс говорил абсолютно всерьёз, когда комментировал высказывания недовольных пользователей: «Мы сейчас делаем опцию «вразброс» менее случайной, чтобы она воспринималась как более случайная»» Эвристика репрезентативности порождает такие когнитивные искажения (cognitive biases), как ошибка «горячей руки» (hot-hand fallacy) и ошибка азартного игрока (gambler's fallacy). Мы рассмотрим эти когнитивные искажения подробнее. «Горячая рука» — это термин американских спортивных комментаторов и болельщиков. О «горячей руке» говорят, когда во время игры в баскетбол или бейсбол спортсмен осуществляет несколько результативных действий (попадает в кольцо, отбивает мяч битой и пр.) подряд. Обычно комментаторы в этот момент повышают голос и говорят что-то вроде «у Йоги Берра в этой игре «горячая рука»! Бьюсь об заклад: он выбьет и следующую подачу!» Однако как показывают статистические исследования, горячая рука — это спортивный миф: Сколько бы раз подряд спортсмен не совершил в игре результативное действие, это никак не повышает вероятность того, что его следующее действие тоже будет результативным. Таким образом, когда человек совершает ошибку «горячей руки», он находит закономерность там, где ее нет, поскольку считает, что действия игрока не могли быть результативными несколько раз подряд чисто случайно, и за результативностью стоит некая закономерность. Что касается еще одной ошибки, связанной с эвристикой репрезентативности, — ошибки азартного игрока, то она является до некоторой степени обратной ошибке «горячей руки». Если в случае ошибки «горячей руки» человек верит, что попадания не случайны и полоса удач непременно продолжится, то в случае ошибки азартного игрока человек считает, что, например, при игре в рулетку, если четыре раза подряд выпало черное, то дальше обязательно выпадет красное. Это мнение, конечно, ошибочно. Совершающий ошибку азартного игрока верит в закон малых чисел, т.е. считает, что уже несколько случаев будут подчиняться закону больших чисел, а альтернативные независимые события (такие как выпадение четного или нечетного, черного или красного на рулетке) будут следовать друг за другом, чередуясь равномерно. Ошибка азартного игрока похожа на так называемую «веру в умную монету». Подверженный этой вере считает, что монета знает, какой стороной она упала последние несколько раз и в следующий раз примет решение упасть другой стороной. Еще одно пагубное влияние эвристики репрезентативности — ее способность порождать веру в действенность различных лженаук, лжепсихологий и, в частности, веру в эффективность разнообразных лженаучных рецептов общения, влияния. Подробно я писал об этом здесь. Эвристика репрезентативности приводит к тому, что человек считает случайные события не случайными, видит в случайном стечении обстоятельств (например, в неоднократном повторении событий) влияние высших сил или каких-то еще сомнительных аспектов, видит закономерность там, где ее нет. Возвращаясь к нашему примеру, можно сказать, что если человек увидит семью, в которой подряд родились шесть мальчиков, то он увидит в этом воздействие каких-то потусторонних факторов или скрытое послание судьбы, например, о том, что скоро начнется война. Вообще случайные последовательности, представляющиеся не случайными, испокон веков наделялись сакральным смыслом. Например, вот как по суеверным представлениям русских крестьян XIX века последовательность рождений влияет на то, станет ли новорожденный мальчик колдуном, а девочка — ведьмой: «Природный колдунъ по возреніямъ народа имеетъ свою генеалогiю: девка родит девку, эта вторая приноситъ третью, и родiвшийся отъ третьей мальчикъ сделается на возраст? колдуномъ, а девочка ведьмой» В аналогичную мистическую «закономерность» верили украинцы: «…для защиты двора от ведьмы следует держать особых собак, так называемых ярчуков. Этих собак достать трудно; нужно поступить так: когда первый раз ощенится сука и первого щенка выведет тоже суку, то его нужно беречь, пока от него появятся щенки, и если первый щенок тоже будет сука, то и ее беречь, пока ощенится. Тогда первый щенок от этой третьего поколения суки, будет ли он кобель или сука, и есть ярчук. Когда ярчук вырастет, то он может кусать ведьм, чего обыкновенные собаки не смеют делать…» Итак, эвристика репрезентативности приводит к вере в закон малых чисел, к преувеличению степени вероятности события, к преуменьшению степени случайности события, к ошибкам «горячей руки» и азартного игрока, к вере в различные сверхъестественные вмешательства и знаки судьбы, к субъективному подтверждению эффективности лженаучных рецептов, и к нахождению закономерностей там, где их нет. Автор: Александр Невеев Источник: http://псикомпас.рф/статьи/Эвристика%20репрезентативности/